В 1861 г. через восточную часть Литвы из Даугавпилса через Вильнюс в Гродно была проложена железная дорога Санкт Петербург - Варшава. На участке Паняряй из-за холмистого ландшафта пришлось делать довольно впечатляющее строение - подземный туннель, длиной 430 метров.
Постройка железнодорожного туннеля в Понарах. Въезд с восточной стороны. Фотограф Абдон Корзон, 1860 г. [1]
Постройка железнодорожного туннеля в Понарах. Въезд с восточной стороны. Фотограф Абдон Корзон, 1860 г. [2]
Домик инженера возле туннеля. Фотограф Абдон Корзон, 1860-1863 г.г. [2]
Ширина туннеля (около 8 метров) позволяла ехать одновременно двум паровозам.
Въезд в туннель с западной стороны. Фотограф Юзеф Чехович, примерно 1873 г. [3]
С 1897 г. по распоряжению виленского губернатора (с подачи начальника штаба виленского военного округа) виды Вильны можно было снимать лишь там, где не было железной дороги, а в окрестностях города – там, где железная дорога расположена на расстоянии не менее двух верст. И это ограничение с тех пор вписывалось в выдаваемые разрешения на фотосъемку. [4]
Туннель в Ландворово неподалёку от Вильны. Издатель Пятрас Вилейшис, 1906 г. [5]
Понарский тоннель. [6]
Понарский тоннель у станции Вильна. 1912 г. [7]
Далее немного неофициальной информации.
Военное значение туннеля особо проявилось в годы Второй Мировой войны. Оккупировавшие Вильнюс немецкие войска взяли туннель под усиленную охрану. Гора над туннелем была окольцована несколькими рядами окопов, соединённых переходами.
В 1944 году отступающие немецкие войска, не желая оставлять врагу ни одного более или менее важного объекта, взорвали в Вильнюсе все мосты, электростанцию, планировалось взорвать и многие другие объекты. Такая же участь ждала и паняряйский туннель, поскольку это были единственные ЖД "ворота" на запад.
Взорвать туннель гитлеровцы не успели из-за больших темпов наступления советских войск, а туннель продолжал действовать и после Второй Мировой войны.
В 50-ых годах, возможно, из-за старости туннеля, а может из-за его уязвимости к диверсиям или налётам авиации, его порестали эксплуатировать. ЖД колея в туннеле была демонтирована, а новая проложена вокруг холма с туннелем. Во избежание несчастных случаев проход в туннеле тогда перекрыли с восточной стороны, а недавно был закрыт вход и с западной стороны.
Сегодня туннель стал домом для летучих мышей, поэтому охраняется государством как зоологический объект природного наследия.
Источники: |
||
1. | CD "Gimtoji istorija" (Родная история) |
|
2. | ||
3. | ||
4. | Dainius Junevičius. 1863–1904 m. Vilniaus gubernijos fotografai |
|
5. | ||
6. | ||
7. |