Сторожевые посты (сторожки).


Эти здания стояли в городах, у главных дорог. В Вильнюсе в 1799-1800 годах по одному образцу построено сразу несколько деревянных постов, однако они были быстро запущены и позже новые были выложены камнем. Рядом с постами по обе стороны улицы ставились два каменных заградительных столба, украшенные жестяными гербами губернии, и деревянная вышка для караульного. Напротив здания сторожки была платформа для построения солдат. Главный фасад сторожевого поста обращён на улицу или дорогу.

 

Заградительные столбы на Антоколе, 1840 г. [14]

 

Въезд в Вильну с предместья Антоколь. Józef Oziębłowski, 1850. [13]

 

Посты строились небольшими в объёме, прямоугольными, близкими к квадрату, с двумя помещениями, большим, с главным входом, предназначенным для солдат, меньшим - для офицера. Больше всего постов было в Вильнюсе, из них два немного изменившиеся сохранились до наших дней.

 

Сторожевой пост в Вильнюсе, ул. Лепкальнё 24, построен в 1819 г. у дороги на Мядининкай и Минск. Его оценку, а может и проект сделал архитектор Джозеф Пусье (Poussier) по примерам государственных зданий А.Захарова 1803 г.. Это одноэтажное, симметричное, четырёхугольное здание с крыльцом. В главном фасаде есть три прямоугольных проёма, по бокам которых стоят низкие колонны. Над антаблементом возвышается ступеньчатый фронтон. Чердак со всех сторон окружает карниз с модильонами. В рустованной (по чертежу) стене есть арочные двери и окна.

 

Взято из книги LIETUVOS ARCHITEKTŪROS ISTORIJA, II. Стр. 410.

Сторожевой пост на ул. Лепкальнё. Обмерный чертёж 1837 г.

главный фасад;
план: 1 - солдатское помещение, 2 - комната офицера, 3 - крыльцо.

 

© Brachka 2009-03-14

Быв. сторожевой пост на ул. Лепкальнё. 2009 г.

 

Аналогичный сторожевой пост в Вильнюсе, ул. Й.Басанавичуса 44/43 построен в 1819 г. возле дороги на Каунас, скорее всего по тому же самому проекту, только фронтон его главного фасада не ступеньчатый.

 

Взято с http://www.heritage.lt/km/laik/000b.asp?view=9905030057

Сторожевой пост и заградительные столбы. Около 1904 г.

Издатель открытки: Давид Визун. [2]

 

С 1857 г. здание сторожевого поста перешло охране военных провиантских складов, с 1903 г. - детскому приюту, а с 1929 г. здание было приспособлено для электротрансформаторной. [3]

 

© Igor Tolstoj 11.04.2005

Трансформаторная на ул. Й.Басанавичуса. 2005 г.

 

Иного выражения архитектуры спроектированный в 1834 г. сторожевой пост в Вильнюсе возле Укмяргской (Ukmergės kelias) дороги. В его рустированном главном фасаде поднимаются четыре колонны, поддерживающие антаблемент и ступеньчатый парапет. Боковые, так же рустированные фасады расчленяют арки входов, окон и ниш.

 

Взято из книги LIETUVOS ARCHITEKTŪROS ISTORIJA, II. Стр. 411.

Сторожевой пост возле Укмяргской дороги. Проект 1834 г.

фасад;
план: 1 - солдатское помещение, 2 - комната офицера, 3 - крыльцо.

 

В 1857 г. по указу царя во всей империи сторожевые посты и заставы уничтожены. С тех пор такие здания не строились, а старые применялись для другого, чаще всего хозяйственного назначения.

 

*   *   *

 

Белые Столбы на Большой Погулянке


 

Взято с http://www.lrt.lt/news.php?strid=5044&id=5021597

"Понарская застава", Казимеж Бахматович, литография 1837 г. [4]

Погоня - герб тогдашней Виленской губернии.

 

Примерно с 1840 г. гербы Виленской губернии на столбах сменили на гербы Российской Империи - двуглавых орлов.

 

Взято с http://www.heritage.lt/km/laik/000b.asp?view=AV03_55_20

Сторожевой пост и заградительные столбы. Около 1909 г.

Издатель открытки: Давид Визун. [5]

 

В период польского правления столбы украшали гербы Польши.

 

Взято с http://www.rinkinys.ldm.lt/iris/index.aspx?cmp=search&action=details&id=1263824&lang=LT Взято с http://www.rinkinys.ldm.lt/iris/index.aspx?cmp=search&action=details&lang=LT&mus=1&ext_id=1030195
Взято с http://www.rinkinys.ldm.lt/iris/index.aspx?cmp=search&action=details&id=1263856&lang=LT

Большая Погулянка. Торжества польских легионеров. 30-ые годы.

Автор: Леонард Семашко. LDM № Fi-760, Fi-761, Fi-762. [6 - 8]

 

Взято с http://www.antraspasaulinis.net/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?18104.290

Вильнюс после освобождения от гитлеровцев, лето 1944 г.

Автор: Л. Великжанин. РГАКФД № 0-166343. [9, 10]

 

После войны, для расширения проспекта Красной Армии, столбы были снесены. Только ближайшая автобусная остановка (троллейбусов в городе тогда ещё не было) какое-то время ещё носила название Белых Столбов. [11]

 

В последние пару лет ходили слухи о планах восстановления столбов, но пока дело тем и ограничилось.

 

Взято с http://www.lrt.lt/news.php?strid=5044&id=5313668

Визуализация фонда культуры и наследия им. М.К.Чюрлёниса. [12]

 

Источники:

1.

Architektūros ir statybos institutas. LIETUVOS ARCHITEKTŪROS ISTORIJA, II. Nuo XVII a. pradžios iki XIX a. vidurio. Стр. 410-413.

2.

heritage.lt

3.

pasienis.lt

4.

lrt.lt

5.

heritage.lt

6.

ldm.lt

7.

ldm.lt

8.

ldm.lt

9.

vilnaghetto.com

10.

РГАКФД

11.

mokslasplius.lt

12.

lrt.lt

13.

sojuzrus.lt

14.

vilnius21.lt

 

vilniusbunkers.narod.ru
Hosted by uCoz