Эти здания стояли в городах, у главных дорог. В Вильнюсе в 1799-1800 годах по одному образцу построено сразу несколько деревянных постов, однако они были быстро запущены и позже новые были выложены камнем. Рядом с постами по обе стороны улицы ставились два каменных заградительных столба, украшенные жестяными гербами губернии, и деревянная вышка для караульного. Напротив здания сторожки была платформа для построения солдат. Главный фасад сторожевого поста обращён на улицу или дорогу.
Заградительные столбы на Антоколе, 1840 г. [14]
Въезд в Вильну с предместья Антоколь. Józef Oziębłowski, 1850. [13]
Посты строились небольшими в объёме, прямоугольными, близкими к квадрату, с двумя помещениями, большим, с главным входом, предназначенным для солдат, меньшим - для офицера. Больше всего постов было в Вильнюсе, из них два немного изменившиеся сохранились до наших дней.
Сторожевой пост в Вильнюсе, ул. Лепкальнё 24, построен в 1819 г. у дороги на Мядининкай и Минск. Его оценку, а может и проект сделал архитектор Джозеф Пусье (Poussier) по примерам государственных зданий А.Захарова 1803 г.. Это одноэтажное, симметричное, четырёхугольное здание с крыльцом. В главном фасаде есть три прямоугольных проёма, по бокам которых стоят низкие колонны. Над антаблементом возвышается ступеньчатый фронтон. Чердак со всех сторон окружает карниз с модильонами. В рустованной (по чертежу) стене есть арочные двери и окна.
Сторожевой пост на ул. Лепкальнё. Обмерный чертёж 1837 г.
a | главный фасад; | |
b | план: 1 - солдатское помещение, 2 - комната офицера, 3 - крыльцо. |
Быв. сторожевой пост на ул. Лепкальнё. 2009 г.
Аналогичный сторожевой пост в Вильнюсе, ул. Й.Басанавичуса 44/43 построен в 1819 г. возле дороги на Каунас, скорее всего по тому же самому проекту, только фронтон его главного фасада не ступеньчатый.
Сторожевой пост и заградительные столбы. Около 1904 г.
Издатель открытки: Давид Визун. [2]
С 1857 г. здание сторожевого поста перешло охране военных провиантских складов, с 1903 г. - детскому приюту, а с 1929 г. здание было приспособлено для электротрансформаторной. [3]
Трансформаторная на ул. Й.Басанавичуса. 2005 г.
Иного выражения архитектуры спроектированный в 1834 г. сторожевой пост в Вильнюсе возле Укмяргской (Ukmergės kelias) дороги. В его рустированном главном фасаде поднимаются четыре колонны, поддерживающие антаблемент и ступеньчатый парапет. Боковые, так же рустированные фасады расчленяют арки входов, окон и ниш.
Сторожевой пост возле Укмяргской дороги. Проект 1834 г.
a | фасад; | |
b | план: 1 - солдатское помещение, 2 - комната офицера, 3 - крыльцо. |
В 1857 г. по указу царя во всей империи сторожевые посты и заставы уничтожены. С тех пор такие здания не строились, а старые применялись для другого, чаще всего хозяйственного назначения.
* * *
"Понарская застава", Казимеж Бахматович, литография 1837 г. [4]
Погоня - герб тогдашней Виленской губернии.
Примерно с 1840 г. гербы Виленской губернии на столбах сменили на гербы Российской Империи - двуглавых орлов.
Сторожевой пост и заградительные столбы. Около 1909 г.
Издатель открытки: Давид Визун. [5]
В период польского правления столбы украшали гербы Польши.
Большая Погулянка. Торжества польских легионеров. 30-ые годы.
Автор: Леонард Семашко. LDM № Fi-760, Fi-761, Fi-762. [6 - 8]
Вильнюс после освобождения от гитлеровцев, лето 1944 г.
Автор: Л. Великжанин. РГАКФД № 0-166343. [9, 10]
После войны, для расширения проспекта Красной Армии, столбы были снесены. Только ближайшая автобусная остановка (троллейбусов в городе тогда ещё не было) какое-то время ещё носила название Белых Столбов. [11]
В последние пару лет ходили слухи о планах восстановления столбов, но пока дело тем и ограничилось.
Визуализация фонда культуры и наследия им. М.К.Чюрлёниса. [12]
Источники: |
||
1. | Architektūros ir statybos institutas. LIETUVOS ARCHITEKTŪROS ISTORIJA, II. Nuo XVII a. pradžios iki XIX a. vidurio. Стр. 410-413. |
|
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
11. | ||
12. | ||
13. | ||
14. |